редакция от 12.08.2014
Компенсационные фонды СРО: неутешительные итоги
Изначальная концепция компенсационного фонда саморегулируемой организации была призвана реализовать собой базовую идею саморегулирования – идею коллективной ответственности членов СРО за результаты собственной работы.
На сегодняшний день, как отмечают эксперты, средний размер компенсационного фонда в добросовестных СРО в пересчете на одного члена саморегулируемой организации превышает законодательно установленную норму. На депозитных счетах в российских банках скопились средства компенсационных фондов в объеме свыше 50 миллиардов российских рублей. Фактически эти средства заморожены и находятся в распоряжении кредитных организаций, работая только на них.
При этом стоит отметить отсутствие каких-либо эффективных механизмов контроля данных средств и методов их защиты в виде страхования. Строго говоря, на данный момент саморегулируемые организации не защищены он недобросовестного поведения банков, и при определенных условиях средства компенсационного фонда могут быть одномоментно и безвозвратно утеряны. Представители профессионального сообщества неоднократно выдвигали предложения по совершенствованию системы управления и распоряжения средствами компенсационного фонда. Такие предложения, в том числе законодательного характера, озвучивались руководителями саморегулируемых организаций, Национальными объединениями СРО строительной отрасли, а также представителями банковского и страхового сектора.
Кроме того, предлагались варианты по рациональному использованию средств, образующихся в результате начисления процентов на депозит в банке. Согласно действующему законодательству и разъяснениям компетентных ведомств, данные средства не могут быть использованы саморегулируемой организаций, однако облагаются налогом как полученная СРО прибыль. Вместе с тем, саморегулируемые организации неоднократно указывали, что данные средства могли бы быть использованы для обеспечения операционной деятельности СРО, снижая, таким образом, финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций. Кроме того, предлагались и иные способы применения: использование для обучения и повышения квалификации сотрудников компаний-членов, а также в целях кредитования строительных организаций. Однако ни одна из этих идей не нашла отклика у государства.
В связи с этим приходится констатировать, что на текущий момент надежды, возложенные на систему компенсационных фондов, полностью не оправдались. Сейчас компенсационный фонд СРО представляет из себя практически бесполезный и неэффективный инструмент. Ситуация такова, что в случае нескольких крупных аварий, произошедших в течение ограниченного периода времени по вине нескольких членов одной СРО, на возмещение ущерба может быть израсходована большая часть или даже все средства имеющегося компенсационного фонда.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отводит не более двух месяцев со дня осуществления выплаты из компенсационного фонда на восполнение его размеров до первоначального объема. А значит, добросовестные члены саморегулируемой организации могут понести весьма существенные расходы на пополнение компенсационного фонда СРО. Безусловно, такое событие будет иметь исключительно негативный характер для бизнеса небольших и даже средних компаний. При этом нет необходимости пояснять, что цели существования компенсационного фонда как механизма обеспечения коллективной ответственности – несколько иные.
В итоге, компенсационный фонд де-факто является скорее источником дополнительной, избыточной нагрузки для саморегулируемой организации и ее членов, нежели эффективным инструментом саморегулирования, как это было задумано изначально. Некоторые эксперты отмечают, что практика изъятия и «замораживания» финансовых средств из реального сектора экономики не соответствует общемировым подходам, поэтому требует переосмысления и реформирования.
Особенно актуален данный вопрос в контексте недавнего вступления в силу новой редакции Статьи 60 Градостроительного кодекса РФ, которая в корне изменила принципы обеспечения ответственности, установив солидарную ответственность СРО по обязательствам своих членов вместо субсидиарной. В рамках действующей системы именно саморегулируемые организации могут оказаться самыми «желанными» ответчиками в силу того, что у них по определению есть некие средства в компенсационном фонде и в отличие от других лиц, несущих солидарную ответственность, гораздо меньше потенциальных возможностей «избежать» возмещения ущерба по претензиям пострадавших сторон.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Как показывает практика и последние законодательные изменения, саморегулируемым организациям необходимо активно работать над тем, чтобы перенести фокус обеспечения ответственности членов СРО с компенсационных фондов на страхование. Компенсационный фонд по своей сути является дисциплинарным механизмом, он не должен становиться источником возмещения ущерба. Сам прецедент выплаты – это сигнал для СРО и ее членов о необходимости их реакции, вмешательства и принятия определенных решений по существу произошедшего.
Другими словами, это тот самый сигнал, который должен приводить в действие механизмы саморегулирования на уровне профессионального сообщества, объединенного на базе СРО. При этом не стоит забывать и про репутационную составляющую такого события, которая вместе с ростом информационной открытости начинает приобретать все большее значение. Признавая дисциплинарную функцию компенсационного фонда, следует установить ограничения на размер максимальной выплаты и пересмотреть размер взносов в сторону уменьшения. На сегодняшний день огромные средства компаний заморожены на банковских депозитах.
Уменьшив размер взносов в компенсационный фонд и реструктурировав существующие фонды, можно было бы задействовать часть имеющихся средств для страхования ответственности, как вариант, в виде обществ взаимного страхования. Иначе говоря, нам нужно четко разделить дисциплинарный механизм и механизм возмещения ущерба, чтобы каждый из них эффективно выполнял свою роль и в полной мере решал поставленные перед ним задачи».
Источник: «Лифт-Пресс.Ru – лента лифтовых новостей»
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Минстрой разъясняет: О заключении договоров строительного подряда
- Виды СРО, которые могут потребоваться при выполнении работ на ОПО
- Ростехнадзор отчитался о проверках СРО во втором квартале 2018
- Ростехнадзор опубликовал результаты проверок деятельности саморегулируемых организаций строительного комплекса в IV квартале 2017 года
- Ростехнадзор разъясняет: О членстве в СРО
- Ростехнадзор информирует СРО
- Ростехнадзор разъясняет: Вступление в СРО на территории другого субъекта РФ
- Ростехнадзор разъясняет: ОБ ОСНОВАНИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ ИЗ СРЕДСТВ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА
- Ростехнадзор разъясняет: Отсутствие у члена саморегулируемой организации свидетельства о допуске
- Ростехнадзор разъясняет: О членстве в СРО при выполнении проектно-изыскательских работ
- Николай Капинус: «Саморегулирование - это молодой институт, который в настоящее время находится в стадии совершенствования»
- За прошлый год Ростехнадзор выявил более тысячи нарушений в работе строительных СРО
- В Минстрое России хотят облегчить компаниям переход из одной СРО в другую
- Ростехнадзор разъясняет: Ссылки на реестр членов СРО на сайте Ростехнадзора
- Президент РФ внес изменения в закон «О саморегулируемых организациях»
- Саморегулирование способно обеспечить качество строительства
- Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование»
- О перспективах развития СРО
- Перспективы развития СРО: тенденции и задачи
- Строительный рынок готовят к самозачистке
- Открытое письмо председателю Правительства РФ от инженеров-изыскателей опубликовано в газете «КоммерсантЪ»
- Совет ТПП РФ по саморегулированию признал разделение полномочий по государственному надзору за СРО недопустимым
- Наступил новый этап развития саморегулирования в строительной отрасли
- История развития СРО в строительстве
- Закон об информационной открытости СРО вступает в силу
- Сергей Петров: «Необходима дальнейшая работа по реформированию органов управления НОСТРОЙ»
- Вопрос ужесточения ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации
- Парламентские слушания выявили острую необходимость совершенствования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли
- Сведения о выданных допусках СРО предлагают включать в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
- Компенсационные фонды СРО: неутешительные итоги
- В реестре Ростехнадзора находится 36 СРО, у которых приостановлено внесение сведений в реестр
- Количество СРО в «черном списке» Ростехнадзора продолжает снижаться
- Состояние системы саморегулирования в российской строительной отрасли
- Ростехнадзор принял меры по исключению спецоператоров при предоставлении госуслуги по ведению реестра
- Нацобъединения налаживают взаимодействие с Минрегионом
- В неприглядном списке Ростехнадзора упомянуты 30 строительных СРО
- В НОП созданы методические рекомендации по ведению сайтов СРО
- Институт проблем саморегулирования
- Саморегулирование в строительстве: к открытости, гибкости и новому перечню работ
- Для сотрудников Ростехнадзора провели ликбез по вопросам контроля СРО
- Минрегион против расширения перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства
- Ростехназдор дал разъяснения относительно форм документов, необходимых для ведения Государственного реестра СРО
- Изменен порядок раскрытия информации саморегулируемыми организациями (СРО)
- Кризис системы саморегулирования в строительном комплексе России и пути его преодоления
- Ростехнадзор приостановил внесение сведений в реестр у 56 строительных СРО
- Станут ли СРО информационно открытыми? А оно им надо?
- Совет НОП обсудит актуальные вопросы саморегулирования
- Деятельность в области законодательных инициатив является приоритетной в работе НОП
- В Госдуму внесен законопроект о переносе до 1 января 2014 года срока вступления в силу ответственности СРО за вред, причинееный вследствии недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, ремонту
- НОИЗ добился исключения пункта 7 перечня видов работ по инженерным изысканиям из сведений о саморегулируемых организациях в госреестре СРО
- НОСТРОЙ утвердил экспертное заключение на законопроект против коммерциализации СРО
- Саморегулирование в строительстве докатилось до подвала
- НОП обсудил вопросы взаимодействия СРО по проектированию и Ростехнадзора
- В «черном» списке Ростехнадзора уже 75 СРО
Другие новости в группе "СРО"
(перемещение по новостям в группе)