При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

04.03.2024 редакция от 12.11.2024

Ростехнадзор разъясняет: О причинах аварий на лифтах в 2023 году


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Письмо Ростехнадзора от 07.02.2024 N 200-2441 "О причинах аварий на опасных объектах в 2023 году"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 7 февраля 2024 г. N 200-2441

О ПРИЧИНАХ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ В 2023 ГОДУ

В целях принятия мер по предупреждению аварийности и смертельного травматизма Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора информирует об имевших место авариях, произошедших при эксплуатации опасных объектов (лифтов) в 2023 году.

Анализ причин аварий, проведенных комиссиями территориальных органов Ростехнадзора, показывает, что технические нарушения, выявленные в ходе расследования причин аварий лифтов, являются следствием нарушения эксплуатирующими и обслуживающими опасные объекты организациями обязательных требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", » "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" и руководств по эксплуатации лифтов, в частности:

  • неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта объектов;
  • отсутствие назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов;
  • несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;
  • низкая производственная дисциплина работников организаций, осуществляющих обслуживание и ремонт объектов.

Вр.и.о. заместителя руководителя Межрегионального технологического управления

А.П.РОДИОНОВ


Письмо Ростехнадзора от 16.01.2024 N 09-00-05/205 "О причинах аварий на опасных объектах в 2023 году"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 16 января 2024 г. N 09-00-05/205

О ПРИЧИНАХ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ В 2023 ГОДУ

Во исполнение пункта 2.3.1 протокола заседания Коллегии Ростехнадзора от 19.07.2018 N Пк-2 Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора направляются сведения о причинах аварийности при эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты).

В 2023 году аварии на объектах (лифтах) произошли на территориях, поднадзорных Западно-Уральскому (2), Приволжскому (1), Северо-Западному (1), Кавказскому (1), Северо-Кавказскому (1) и Уральскому (1) управлениям Ростехнадзора. В результате 7 аварий лифтов 2 человека погибли, 10 человек получили травмы различной степени тяжести. Следует отметить увеличение числа аварий, происшедших при эксплуатации лифтов, по сравнению с 2022 годом, когда было зарегистрировано 5 аварий на лифтах.

Анализ проведенных комиссиями территориальных органов Ростехнадзора расследований причин аварий лифтов позволяет сделать вывод, что технические нарушения, выявляемые в ходе расследований причин аварий лифтов, являются следствием нарушения эксплуатирующими и обслуживающими объекты организациями обязательных требований Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" и руководств по эксплуатации лифтов, в частности:

  • ненадлежащая организация обслуживания и ремонта объектов;
  • отсутствие назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации и обслуживания и ремонта объектов;
  • несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;
  • низкая производственная дисциплина работников организации, осуществляющей обслуживание и ремонт объектов.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным:

  • довести содержание настоящего письма до сведения работников, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий и реализацией полномочий Ростехнадзора в отношении объектов и их владельцев;
  • обеспечить размещение на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора сведений о типовых нарушениях, выявляемых при проведении расследований причин аварий лифтов с причинением ущерба.

Начальник Управления государственного строительного надзора

А.Н.ГОРЛОВ


Приложение

СВЕДЕНИЯ О ПРИЧИНАХ АВАРИЙНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ В 2023 ГОДУ

В 2023 году зарегистрировано 7 аварий на лифтах, в результате которых получили травмы 12 человек, 2 из них - смертельные.

30.01.2023 в результате попытки самоэвакуации из кабины остановившегося между этажами лифта, установленного в жилом доме города Березники Пермского края, пассажир упал в шахту лифта, получив при этом тяжелые травмы.

Пассажирский лифт ЛП-0610БГЭ1 (изготовлен ОАО "Могилевлифтмаш" в 2015 году, введен в эксплуатацию в декабре 2016 года) до момента возникновения аварии находился в исправном состоянии. Металлоконструкции лифта, блокировочные устройства и устройства защиты, канатоведущий шкив и тяговые канаты, а также приводы открывания и закрывания дверей шахты и кабины лифта, были исправны.

Авария произошла по причине механического воздействия на двери кабины и открытия дверей шахты лифта пассажиром.

В нарушение правил пользования лифтом пассажир, приложив физическое усилие на обе створки дверей кабины лифта, начал их открывать, минуя усилие, созданное приводом дверей. При раздвигании дверей на 10 - 20 мм возник разрыв цепи безопасности лифта и произошла аварийная остановка кабины (об этом свидетельствует ошибка 55 в памяти платы управления лифта), вследствие чего кабина лифта остановилась между 7 и 6 этажами. Продолжая прикладывать физическое воздействие, пассажир раздвинул двери кабины лифта на 100 - 120 мм, в результате чего сработали механические упоры на дверях кабины, раздвигая далее створки дверей кабины, дотянулся и открыл замки дверей шахты 6 этажа, проник в пространство между порогом кабины и верхним обрамлением портала 6 этажа шахты, в результате чего произошло его падение в шахту лифта.

06.04.2023 во время проведения ремонтных работ на пассажирском лифте OTIS 2000R (изготовлен в 2021 году ООО "ОТИС Лифт", введен в эксплуатацию в феврале 2023 года), установленном в жилом доме в г. Казани, из-за несогласованности действий персонала произошла авария, в результате чего погиб электромеханик.

Пострадавший электромеханик, производивший работы на первом этаже, дал команду второму электромеханику, находившемуся в машинном помещении лифта, о переводе лифта в режим "Нормальная работа", после чего сам после этого открыл двери шахты специальным ключом и вошел в шахту для спуска в приямок шахты лифта, проигнорировав процедуру безопасного входа в приямок лифта, так как при спуске в приямок не была нажата кнопка "Стоп", расположенная в приямке шахты лифта, и не установлен фиксатор шахтной двери, в результате чего дверь шахты первого этажа неожиданно закрылась, и кабина лифта пришла в движение вниз для коррекционного пробега на первый этаж. При движении кабины вниз нижняя балка и прочее оборудование, расположенное под кабиной, нанесли электромеханику травмы, не совместимые с жизнью.

В ходе технического расследования причин данной аварии было установлено, что во время проведения ремонтных работ была отключена электронная плата HADR-B в контроллере управления лифта, что привело к нерабочему состоянию устройства, размыкающего цепь безопасности лифта при несанкционированном открытии двери шахты на первом этаже здания в режиме "Нормальная работа", что в результате привело к автоматическому возобновлению движения кабины лифта с направлением на первый этаж для коррекционного пробега в момент времени, когда была закрыта дверь шахты и в приямке шахты лифта находился электромеханик. Также в шахте лифта не работало стационарное освещение, в результате чего электромеханик мог не увидеть движущуюся вниз кабину лифта.

17.05.2023 произошла авария при использовании малого грузового лифта ПГ-0225 (изготовлен в 2020 году АО "Щербинский лифтостроительный завод", введен в эксплуатацию в 2021 году), предназначенного для обслуживания пищеблока Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга". При доставке продуктов питания на 2 этаж загруженная кабина лифта остановилась между этажами. В ходе осмотра лифта вызванным специалистом, ответственным за организацию безопасной эксплуатации лифтов, совместно с грузчиком-экспедитором было установлено, что транспортируемый груз (продукты питания) сползли и застряли между стеной шахты и открытым дверным проемом кабины лифта. Грузчик-экспедитор залез в шахту и, стоя в приямке, руками начал пытаться вытащить застрявший груз. В какой-то момент рассыпался находящийся в сетке репчатый лук, и кабина лифта пришла в неконтролируемое движение вниз (упала), придавив находящегося в шахте грузчика-экспедитора, в результате чего он получил тяжелые травмы.

Согласно Заключению по результатам обследования лифта причиной движения кабины лифта вниз, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, явилось свободное падение кабины лифта вследствие того, что ослабление тяговой цепи не привело в действие ловители кабины. Поскольку явных дефектов и видимого загрязнения механизма ловителей не выявлено, а повторные проверки функционирования ловителей показали положительные результаты, возможная причина однократного нарушения функционирования ловителей - попавший в механизм посторонний предмет. Вероятнее всего функционирование ловителей было нарушено непосредственно во время заклинивания кабины грузом и ослабления тяговой цепи.

Основной причиной произошедшего явилось нарушение Правил пользования грузовым лифтом и Руководства по эксплуатации, а именно: использование лифта посторонним лицом (потерпевшим), не обладающим соответствующими навыками и знаниями; самовольный вход в приямок лица (потерпевшего), не являющегося квалифицированным персоналом; попытка самостоятельно устранить заклинивание груза лицом (потерпевшим), не имеющим общего представления об устройстве лифта. Дополнительным фактором, приведшим к аварии и ее последствиям, послужило использование лифта по назначению без предусмотренного заводом-изготовителем устройства, предотвращающего самопроизвольное перемещение перевозимых в кабине предметов (так называемый "Шлагбаум", выполняющий функцию двери кабины).

15.07.2023 в г. Владикавказе при эксплуатации пассажирского лифта, установленного в многоквартирном доме, произошла авария, приведшая к гибели пассажира. При попытке самостоятельной эвакуации из кабины лифта, остановившегося между 6-м и 7-м этажами, произошло падение ребенка 2016 года рождения в шахту лифта.

Технической причиной аварии послужило наличие возможности открывания створок дверей кабины изнутри кабины пассажирами лифта (дети 7-ми и 4-х лет) вследствие внесения в конструкцию привода дверей кабины изменений, не предусмотренных изготовителем.

Организационными причинами явились отсутствие организации владельцем лифта работ по безопасной эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифта, а также нарушение пассажирами правил пользования лифтом и отсутствие указанных правил в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта.

В ходе расследования установлено следующее.

Авария произошла на пассажирском электрическом лифте ЛП-0601Б, изготовленном в апреле 2010 года ОАО "Могилевлифтмаш". В реестре лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, указанный лифт учтен не был. Договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте заключен не был.

При осмотре механизма привода дверей кабины выявлено, что левая внутренняя отводка зафиксирована болтом, не предусмотренным конструкцией механизма привода дверей, который не позволяет опускаться отводкам вниз при отсутствии между внутренними и наружными отводками роликов дверей шахты и попытке открывания дверей кабины изнутри пассажиром лифта. При этом специальные стопоры, которые блокируют открывание створок дверей кабины вне зоны точной остановки кабины, отсутствуют.

13.09.2023 произошла авария пассажирского лифта ЛП-0401ОБЭ (изготовлен ОАО "Могилевлифтмаш" в 2016 году), установленного в многоквартирном доме в г. Краснодаре, связанная с перепроходом кабины лифта этажного концевого выключателя с последующей посадкой ее на буфер, в результате которой пострадали 3 пассажира. Расследование причин данной аварии не завершено.

10.10.2023 в результате значительного перегруза пассажирского лифта для зданий лечебно-профилактических учреждений ПБ-053А (изготовлен АО "Щербинский лифтостроительный завод" в 1995 году, введен в эксплуатацию в октябре 1996 года), установленного в здании стационара ГБУЗ Пермского края "Городская больница Архангела Михаила и всех Небесных Сил" в г. Пермь, произошла авария, в результате которой травмы получили четверо пассажиров (лифтер и три пациента медицинского учреждения). В нарушение своих должностных обязанностей лифтер допустила нахождение в кабине лифта 14 человек при паспортной грузоподъемности лифта 500 кг и вместимости кабины 6 человек. Во время движения лифта вниз с 4 этажа, при достижении кабины лифта уровня между третьим и вторым этажами скорость кабины увеличилась. Достигнув уровня основного посадочного этажа кабина, не останавливаясь, села на буферы и, отскочив ориентировочно на уровень 25 - 30 см от уровня этажной площадки первого этажа, повторно села на буферы.

По результатам проведенного обследования лифта установлены технические причины, в частности функционирование ловителей кабины не соответствует установленным требованиям:

- ловители с регулируемым усилием торможения не останавливают и не удерживают на направляющих кабину при движении вниз с рабочей скоростью 0,5 м/с при нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность лифта на 25% - 650 кг;

- на ловителях отсутствуют пломбы завода-изготовителя (возможна несанкционированная регулировка).

21.10.2023 произошла авария при эксплуатации пассажирского лифта ПП-0471 (изготовлен ОАО "Могилевлифтмаш" в 1991 году, введен в эксплуатацию в 2001 году), установленного в жилом доме в г. Нижний Тагил, в результате которой пострадала пассажирка. Согласно извещению об аварии, поступившему из эксплуатирующей организации, пострадавшая закатила коляску с ребенком в кабину лифта, одной ногой зашла в кабину, нажала кнопку с номером нужного этажа, в этот момент ее кто-то отвлек, а кабина лифта начала движение (лифт, со слов пострадавшей, начал движение с открытой дверью). Пострадавшая ударилась о портал лифта, падая, опрокинула коляску на себя и практически всем телом оказалась вне кабины лифта. Ногу пострадавшей зажало между кабиной лифта и порталом. Коляска с ребенком осталась в кабине лифта, ребенок не пострадал. Расследование причин данной аварии не завершено.

Оцените новость:
средний балл: 5.0000 (1)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Аварийность на лифтах

Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий