редакция от 12.01.2023
Прокуратура разъясняет: Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)
Что такое риск-ориентированный подход?
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных » Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.
В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированный подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Критерии отнесения определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).
Предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.
- Чрезвычайно высокий риск - 1 класс
- Высокий риск - 2 класс
- Значительный риск - 3 класс
- Средний риск - 4 класс
- Умеренный риск - 5 класс
- Низкий риск - 6 класс
Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.
Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.
Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:
- а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
- б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.
Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?
При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Заявление должно содержать следующие сведения:
- полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
- основной государственный регистрационный номер;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
- информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
- адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:
- об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
- об отказе в удовлетворении заявления.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Источник: Прокуратура Российской Федерации
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью заработает в 2019 году от 04.10.2017
Мораторий на проверки малого бизнеса продлили еще на год от 14.01.2019
- Минэкономразвития разъясняет: Какие сейчас могут проводится проверки и каким образом они должны быть организованы
- Правительство утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
- Можно ли обжаловать категорию риска?
- Надзорные органы увеличивают количество индикаторов риска
- Минэкономразвития разъясняет: Продление срока исполнения предписания
- Минэкономразвития разъясняет: О выдаче в 2023 году предписаний в ходе проверок
- Минэкономразвития запустит Реестр требований и Реестр инцидентов
- Профилактический визит - что это такое
- Как будут проводиться проверки в 2023 году
- Правительство следит за исполнением моратория на проверки бизнеса
- Принцип нового госконтроля
- С июля 2021 года введен новый порядок осуществления государственного надзора
- С июля заработает единый реестр контрольных и надзорных мероприятий
- Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для организаций МСП
- ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ СОКРАТИЛО КОЛИЧЕСТВО ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
- Мораторий на проверки малого бизнеса продлили еще на год
- Прокуратура разъясняет: Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)
- Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью заработает в 2019 году
- Надзорные органы теперь смогут выносить предостережения в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- С 1 июля 2017 года при проверках бизнеса перестанут использовать акты СССР и РСФСР
- ДВОЙНОЙ НАДЗОР
- Внеплановые проверки гос.органов на основании жалоб и заявлений от физических и юридических лиц
- С 1 ЯНВАРЯ ИЗМЕНИЛСЯ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НА ОСНОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
- С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ПРОВЕРЯЮЩИЕ ОРГАНЫ ТЕРЯЮТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ОТ ПОДНАДЗОРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ
- О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам
- В России начал действовать закон о замене штрафов предупреждениями для субъектов МСП
- Апробация риск-ориентированного подхода идёт в пяти пилотных ведомствах
- Малые предприятия могут исключить себя из плана проверок контролирующих органов
- Госдума приняла закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса
- В России заработал единый реестр проверок малого и среднего бизнеса
- Установлены правила формирования и ведения единого реестра проверок
- Бизнес добился создания электронного реестра проверок предпринимателей
- Правительство до конца 2014 года разработает риск-ориентированную модель госконтроля
- В России хотят провести ревизию контрольных и надзорных органов
- Бизнес попросил ограничить необоснованные проверки
- ПРАВИТЕЛЬСТВО СОКРАТИТ ЧИСЛО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ В РЕГИОНАХ
- О результатах проверок госнадзором сможет узнать каждый
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)