При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

14.08.2024 редакция от 22.07.2024

Ростехнадзор разъясняет: ​Экспертиза промышленной безопасности документации


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 22.03.2024:

Имеет ли право экспертная организация проводить экспертизу промышленной безопасности документации на консервацию/ликвидацию ОПО, документации на техническое перевооружение ОПО (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), декларации промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО если указанную документацию разработала сама экспертная организация в отношении опасного производственного объекта, не принадлежащего ей на праве собственности или ином законном основании.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ).

Проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ и пункту 16 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (зарегистрирован Минюстом России 11.12.2020, рег. № 61391), организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности (экспертной организации), запрещается проводить указанную экспертизу в отношении ОПО, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (далее – группа лиц). Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ.

Признаки, в случае наличия которых у физических и (или) юридических лиц, соответствующие лица признаются группой лиц, определены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

В приведенной в обращении ситуации экспертная организация и юридическое лицо – разработчик проектной документации, входят в группу лиц, обладающих признаком, предусмотренным пунктами 3, 4 и 8 части 1 статьи 9 Федерального закона № 135-ФЗ.


Вопрос от 31.10.2023:

Экспертной организации поступила в работу проектная документация, суть которой заключается в замене импортного оборудования системы оперативно-диспетчерского управления опасными производственными объектами Общества на отечественное. Данная система оперативно-диспетчерского управления охватывает все опасные производственные объекты Общества (более 200 ОПО).

Возможно ли проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение сразу нескольких опасных производственных объектов, результатом которой будет являться единое заключение?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением информатизации Ростехнадзора.

В соответствии с основными понятиями, установленными статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к техническому перевооружению опасного производственного объекта относятся приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Таким образом, если в указанном случае проводятся работы, приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, то такие действия являются техническим перевооружением.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

В настоящее время конкретные указания по составу документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта законодательном Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации.

При этом, обращаем внимание, что объем разрабатываемой документации на техническое перевооружение должен быть обоснован в проекте исходя из особенностей технологического процесса и конкретных условий производства.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности, а также требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности, установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. № 420 (далее – федеральные нормы и правила).

Согласно пункту 29 федеральных нормам и правил при экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.

Пунктом 34 федеральных норм и правил установлено, что заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы.

На основании пункта 35 федеральных норм и правил заключение экспертизы должно содержать вывод о соответствии (или несоответствии) объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта).

Федеральные нормы и правила не содержат положений, ограничивающих количество объектов экспертизы на которые может распространяться действие заключения экспертизы промышленной безопасности.

Вместе с тем, обращаем внимание, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В соответствии с пунктом 12 федеральных норм и правил эксперт в области промышленной безопасности определяет соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливает заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставляет его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обеспечивает объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 18 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр), утвержденному приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140 (далее – Административный регламент № 140) установлено, что для внесения заключения экспертизы промышленной безопасности заявитель представляет заявление о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр с приложением документов, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента.

На каждое заключение экспертизы промышленной безопасности заявителем представляется отдельное заявление о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр с приложением документов.

Дополнительно информируем, что законодательством в области промышленной безопасности также установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности в составе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий