При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

01.07.2024 редакция от 18.07.2024

Проведение проверок Ростехнадзором хода подготовки к осенне-зимнему периоду (ОЗП)


Управления Ростехнадзора осуществляют проверки хода подготовки объектов электро и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период.

Проверки проводятся в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Уже в июле областные администрации (правительства) составляю график проверок по оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду с обязательным участием представителей Ростехнадзора.


Начиная с июля управления Ростехнадзора участвуют в работе комиссий органов местного самоуправления (муниципальных образований) и проверят теплоснабжающие и теплосетевые организации на подконтрольных территориях. По итогам проверок организации должны получить акт проверки готовности к прохождению отопительного периода в соответствии с Приказ Минэнерго РФ от 12.03.2013 №103 (ред. от 04.04.2023) «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

Особое внимание в ходе проведения проверок уделяется техническому состоянию энергооборудования, наличию резервного топлива, выполнению ремонтных программ, профессиональной подготовке (квалификации) эксплуатирующего персонала.

Наиболее распространенные нарушения:

  • отсутствие документации (проектной, исполнительно-технической);
  • нарушена изоляция трубопроводов тепловых сетей;
  • не проводится поверка манометров, установленных в котельных;
  • не осуществляются наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации в котельных;
  • не выполнено техническое освидетельствование строительных конструкций зданий и труб котельных; отсутствует плановый график ремонта;
  • не ведется оперативная документация;
  • отсутствуют сигнализаторы загазованности в котельных; износ котельного оборудования и трубопроводов;
  • отсутствие подготовленного обслуживающего персонала, прошедшего проверку знаний.

Руководителям теплоснабжающих и теплосетевых организаций необходимо понимать, что для безаварийного прохождения ОЗП важны две составляющие: качественно подготовленное оборудование и квалифицированный персонал. При исключении из этой схемы одной из составляющих риски аварийности возрастают.


После проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций пройдут проверки муниципальных образований, по итогам которых они должны получить паспорта готовности. Завершить подготовку к новому отопительному сезону необходимо к 1 октября, а получение паспортов готовности муниципальных образований к зиме до 15 ноября.

По результатам проверок управления Ростехнадзора при выявлении нарушений требований промышленной и энергетической безопасности имеют право привлекать к административной ответственности как юридические лица, так и должностные.


Справка от прокуратуры:

» Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) установлены случаи проведения внеплановых проверок в отношении предпринимателей по предварительному согласованию с органами прокуратуры, так и без согласования.

Законом предусмотрено, что проверочные мероприятия, проводимые органами государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предварительному согласованию с органами прокуратуры не подлежат (п. 3 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации органами Ростехнадзора в связи с предстоящим отопительным сезоном будут проведены проверки в отношении объектов электроэнергетики и теплоснабжения, которые не предусмотрены сводным планом проведения плановых проверок на этот год.

Указанные проверки будут проводиться без согласования с органами прокуратуры. Вместе с тем порядок проведения проверок, установленный Законом № 294-ФЗ, должен соблюдаться.

При нарушении требований Закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в органы прокуратуры.


В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) участвует в работе комиссий муниципальных образований по оценке готовности и проверке хода подготовки потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Согласно требованиям п. 16 Правил подготовка к отопительному сезону будет оцениваться по нескольким критериям, а именно:

  1. Устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
  2. проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
  3. разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
  4. выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
  5. состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
  6. состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
  7. состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
  8. наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
  9. работоспособность защиты систем теплопотребления;
  10. наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
  11. отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
  12. плотность оборудования тепловых пунктов;
  13. наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
  14. отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
  15. наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
  16. проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
  17. надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 Правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Вопрос от 26.06.2019:

Возможно ли продлевать срок выполнения предписаний? Ростехнадзор дает на устранение замечаний 3 месяца. Муниципальные предприятия и учреждения осуществляют закупку в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отдельными видами юридических лиц на проведение конкурсных работ требуется минимум 40 дней и предприятия не успевают в установленный срок устранить замечания?

Ответ: Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2015 № 38, зарегистрированный Минюстом России 27.02.2015 рег. № 36293 продление сроков исполнения предписания не предусматривает.

Пунктом 67 Регламента определено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Ростехнадзор либо соответствующий территориальный орган Ростехнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Ростехнадзор либо территориальный орган Ростехнадзора.


Вопрос от 30.11.2022:

При оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований срок оценки готовности небольшой, времени на устранение замечаний практически не остается. Возможно ли проведение проверок теплоснабжающих организаций и потребителей заранее, сразу после окончания отопительного периода, чтобы осталось достаточно времени для устранения замечаний?

Ответ Ростехнадзора: Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций необходимы основания, которые установлены статье 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – 248-ФЗ).

К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
  • требования прокуратуры;
  • поручения Президента или Правительства Российской Федерации;
  • наличие проверки в плане проверок;
  • наличие сведений о причинении вреда жизни или здоровью граждан.

В связи с вышеизложенным, проведение проверок без указанных оснований не возможно.

Однако, 248-ФЗ и Положением о соответствующем виде надзора предусмотрено проведение профилактических мероприятий, таких как информирование и консультирование.

В связи с этим после окончания отопительного периода администрации муниципальных образований могут инициировать проведение совместных совещаний с участием представителей теплоснабжающих организаций, потребителей и Ростехнадзора. В ходе которых можно обсудить текущую ситуацию с теплоснабжением в муниципальном образовании, рассказать о проблемных вопросах, выявленных при прохождении отопительного периода, обсудить пути их решения, получить разъяснения по требованиям, изложенным в приказе от 12.03.2013 № 103 Министерства энергетики Российской Федерации «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».


Вопрос от 28.02.2024:

1. Какие установлены сроки предоставления Ростехнадзором главам муниципальных образований актов проверок при подготовке к отопительному периоду, которые влияют на своевременное устранение нарушений и получение паспортов готовности (полномочия определены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, которым утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду)?

2. Типовые нарушения, выявляемые проверками Ростехнадзора в муниципальных образованиях при подготовке к отопительному периоду.

Ответ: Задачей проверок является оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду в соответствии с требованиями п. 1. ч. 1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Предметом проверок является выполнение обязательных требований готовности, установленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103.

В соответствии с п. 7 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки. Сроки предоставления Ростехнадзором главам муниципальных образований актов проверок законодательством не регламентированы.

Характерными причинами неготовности муниципальных образований к отопительному периоду 2023-2024 гг. явились:

  • отсутствие лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации «взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов в области промышленной безопасности»;
  • неверное проведение оценки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, отсутствуют разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей;
  • невыполнение требований потребителями тепловой энергии муниципального образования, в части наличия собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченности их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
  • непроведение необходимых испытаний и диагностик технических устройств и оборудования.
  • невыполнение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в установленные сроки предписаний Ростехнадзора;
  • неготовность теплоснабжающей организации к отопительному периоду 2023-2024 годов;
  • непредставление на рассмотрение комиссии Енисейского управления Ростехнадзора документов, подтверждающих соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам;
  • непредставление документов, подтверждающих соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
  • невключение в состав комиссии по оценке готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии представителей единой теплоснабжающей организации, представители иных организаций, к тепловым сетям которых непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, акты проверки готовности потребителей тепловой энергии муниципального образования (многоквартирные жилые дома и объекты соцкультбыта) к отопительному периоду не подписаны представителем единой теплоснабжающей организации;
  • непредставление на рассмотрение комиссии актов проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций муниципального образования.
Оцените новость:
средний балл: 3.0000 (2)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Подготовка к ОЗП

Другие новости в группе "Ростехнадзор"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий