редакция от 11.03.2019
Ростехнадзор разъясняет: Подтверждение права собственности на здания и оборудование
Вопрос:
Одним из требований к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности является наличие зданий или нежилых помещений на праве собственности или на ином законном основании. Что подразумевается под формулировкой «…на ином законном основании…»?
Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора.
Для выполнения лицензионного требования, установленного » пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682, соискателю лицензии для осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо иметь в наличии здания или нежилые помещения, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании.
Положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании изложенного иным законным основанием права пользования объектом (зданием, нежилым помещением) будет являться документ, подтверждающий факт того, что пользователь получил от владельца или распорядителя имущества право на его использование в течение определённого периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями (договор на право хозяйственного ведения, договор на право оперативного управления, договор аренды и т.п.).
Вопрос от 07.02.2019:
Одним из лицензионных требований к соискателю лицензии, согласно п.п "а" п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492), является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
Прошу разъяснить, является ли нарушением лицензионных требований тот факт, что организация (соискатель лицензии) владеет сооружением для осуществления лицензируемого вида деятельности на праве собственности (имеется договор купли-продажи), но данное право не зарегистрировано в государственном реестре в соответствии со ст. 131 ГК РФ.
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение от 07.02.2019 (без номера), зарегистрированного в Ростехнадзоре 08.02.2019 № 100/2201, сообщает.
Согласно » подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492 (далее Положение), одним из лицензионных требований также является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.
В соответствии с действующим законодательством имущество собственника подразделяется на две категории: движимое и недвижимое.
В отношении движимого имущества (технического оборудования) достаточным условием для подтверждения наличия права собственности или иного законного основания могут являться договор купли-продажи движимого имущества с актом приема-передачи движимого имущества, договор аренды движимого имущества с актом приема-передачи этого имущества и т.п.
В отношении недвижимого имущества такими документами могут являться акты органов государственной и муниципальной власти о передаче земельного участка, о закреплении государственного имущества, выписка из Единого государственного реестра прав, свидетельство о регистрации права на земельные участки, здания, строения и сооружения, договоры аренды земельных участков, зданий, строений и сооружений (в случаях, предусмотренных законом, зарегистрированных в установленном порядке в Росреестре).
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
На основании изложенного договор купли-продажи имущества, заключенный после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не является подтверждением соответствия соискателя лицензии подпункту «а» пункта 4 Положения, если права на приобретенный опасный производственный объект, являющийся объектом недвижимости, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
См.также:
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Аудит промышленной безопасности
- Идентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПО
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Переоформление лицензии на эксплуатацию ОПО
- Ростехнадзор разъясняет: Получение лицензии на эксплуатацию ОПО
- Ростехнадзор разъясняет: Виды работ в лицензии на эксплуатацию ОПО
- Вводится новый порядок лицензирования Ростехнадзором деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов
- Разъяснения Ростехнадзора по лицензированию отдельных видов деятельности с 2021 года
- Лицензии перестали выдавать в бумажном виде
- Одно из управлений Ростехнадзора выявляет организации, работающие без лицензии
- Ростехнадзор информирует соискателей лицензий и лицензиатов о дистанционных проверках
- Ростехнадзор разъясняет: Виды работ в лицензии на эксплуатацию ОПО (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Получение лицензии на эксплуатацию ОПО (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Срок устранения замечаний, выявленных при документарной лицензионной проверке
- Ростехнадзор разъясняет: Подтверждение права собственности на здания и оборудование
- Внесены изменения в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
- Зачем переоформлять лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов?
- Ростехнадзор разъясняет: Действие лицензии до момента её переоформления
- Ростехнадзор разъясняет: Переоформление лицензии на эксплуатацию ОПО (до 2021 г.)
- Ростехнадзор еще раз разъяснил, что при смене фирменного наименования предприятия на АО переоформление лицензии не требуется
- Ростехнадзор разъясняет: Оплата госпошлины физ.лицом
- Переоформление лицензии в связи со вступлением в силу ФЗ от 05.03.2014 г. № 99-ФЗ в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций НЕ ТРЕБУЕТСЯ
- О переоформлении лицензий в связи с изменением в Федеральный закон от 04 мая 2014 г.№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Изменение размеров государственной пошлины при проведении аттестации и лицензировании
- Уточнен порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
- О постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»
- Регламентирован порядок лицензирования Ростехнадзором деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов
- Вступает в силу новый порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)