?

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

29.01.2019

Ростехнадзор проанализировал причины аварий при эксплуатации лифтов за 2018 год

Письмо Ростехнадзора от 14.01.2019 № 00-07-06/21 "О причинах аварий и травматизма"


Во исполнение пункта 2.3.1 протокола заседания Коллегии Ростехнадзора от 19.07.2018 № Пк-2 направляются сведения по результатам анализа причин аварийности и травматизма при эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты).

Указанные аварии в 2018 г. произошли на территориях, поднадзорных Северо-Западному (2), Приволжскому (1), Средне-Поволжскому (1), Крымскому (2), Западно-Уральскому (4), Уральскому (1) территориальным управлениям Ростехнадзора. Вследствие 11 аварий погибло 9 человек (8 пассажиров, в том числе работников организаций, не связанных с обслуживанием лифтов, и 1 лифтер) и 3 пассажира получили травмы различной степени тяжести.

02.03.2018,г. Симферополь:

произошло последовательное зажатие створками кабины и шахты лифта ребенка, находившегося в детской коляске, и его матери (оба пассажира погибли);

24.03.2018,г. Екатеринбург:

компания молодых людей в состоянии алкогольного опьянения предприняла попытку самостоятельно выбраться из кабины лифта, застрявшей между 6 и 7 этажами, открыв двери шахты на 6 этаже. Прибывший механик освободил пассажиров на 7 этаже, при этом обнаружил в приямке лифта одного из пассажиров, получившего при падении травму несовместимую с жизнью;

11.05.2018,г. Архангельск:

в здании охлаждаемого склада ОАО "Мясмолторг" произошло несанкционированное использование лифта грузчиком с самовольным открыванием дверей кабины лифта между этажами и дальнейшей попыткой самостоятельной эвакуации, что привело к застреванию и смертельному травмированию (асфиксии) указанного работника;

28.05.2018,г. Киров:

при попытке самостоятельной эвакуации из остановившейся между этажами кабины лифта пассажирка упала в приямок шахты (получила ушиб мягкий тканей поясничного отдела позвоночника);

22.06.2018,г. Чебоксары:

при посадке пассажира в кабину лифта началось ее движение вверх с открытыми дверями (пассажир в это время частично находился в проеме, в связи с чем получил травмы плечевого пояса и ноги);

18.07.2018,г. Ульяновск:

при движении кабины лифта вверх в связи с осуществлением его технического обслуживания с нарушением требований производственных инструкций в шахту упал человек (не связанный с выполнением указанных работ);

06.08.2018,г. Уфа:

вследствие эксплуатации лифта на территории установки топливного производства филиала ПАО АНК «Башнефть-Новойл» с нарушением обязательных требований произошло падение в шахту лифта реакторного блока оператора технологических установок, повлекшее его смертельное травмирование;

06.09.2018,г. Пермь:

не доезжая до уровня посадочной площадки 1-го этажа, остановилась кабина лифта. Прибывший лифтёр пыталась эвакуировать пассажиров, для чего привлекла посторонних граждан. В результате произошло падение с 8 этажа на крышу кабины лифта в открытую дверь шахты оказывавшей содействие лифтеру женщины;

19.09.2018,г. Выборг:

пациент больницы открыл двери шахты больничного лифта на 4-ом этаже после чего упал в шахту на крышу кабины, которая находилась на 2-ом этаже, в результате чего получил травму;

26.09.2018,г. Симферополь:

при устранении неисправности лифта лифтер упал в шахту, в результате чего погиб;

17.10.2018,г. Октябрьский:

пассажир при пользовании лифтом получил смертельную травму вследствие защемления кабиной лифта в проеме дверей шахты лифта.

Более половины аварий произошло при эксплуатации лифтов, не отработавших назначенный срок службы; 9 из 11 аварий произошли на лифтах, эксплуатируемых в жилых зданиях, 2 - на производственных предприятиях, 1 - в больнице.

По итогам анализа материалов расследований аварий установлено, что прямо или косвенно каждая из них явилась следствием нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими объекты организациями обязательных требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее - технический регламент), и Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее — Правила), а также сопроводительной документацией на объекты (паспорт, руководство по эксплуатации и т.д.), а именно:

  • неработоспособность запирающего устройства двери шахты;
  • ненадлежащая работа механизма привода дверей кабины, позволившая пассажирам самостоятельно раскрывать створки дверей кабины вне зоны этажных остановок лифта;
  • неисправность устройства блокировки для остановки или предотвращения движения кабины лифта при открытой двери шахты;
  • отсутствие достаточного уровня освещенности посадочной площадки основного посадочного этажа, шахты и приямка лифта;
  • ненадлежащая организация обслуживания и ремонта объектов, а также аварийно-технического обслуживания объектов;
  • непроведение в установленные сроки оценки соответствия объектов в форме технического освидетельствования (не выполнены мероприятия по устранению нарушений, выявленных в ходе технического освидетельствования и обследования);
  • неназначение лиц, ответственных за организацию эксплуатации и обслуживания и ремонта объектов;
  • несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;
  • отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте объектов;
  • низкая производственная дисциплина в организации, осуществляющей обслуживание и ремонт объектов.

Отдельно в числе причин смертельного травматизма при авариях на лифтах необходимо отметить попытки осуществления пассажирами самостоятельных попыток эвакуации из остановившихся между этажами кабин лифтов. Указанные попытки зачастую предпринимаются вследствие неосведомленности пассажиров о запрещенных при пользовании лифтом, в том числе в аварийных ситуациях, действиях и времени ожидания пассажиром устранения причины остановки кабины лифта ввиду неработающей двусторонней связи пассажира лифта с персоналом обслуживающей лифт организации, отсутствия в кабине правил пользования лифтом, неработающего в кабине лифта освещения.

При этом подобные случаи наиболее часто приводят к гибели пассажиров в связи с нарушением требований пункта 1.8 приложения № 1 к техническому регламенту, пункта 16 приложения № 1 к Правилам, и отсутствием под порогом кабины лифта вертикального защитного щита на всю ширину дверного проема.

Дополнительно обращаем внимание на выявление Ростехнадзором фактов непроведения территориальными управлениями Ростехнадзора внеплановых проверок в отношении организаций - владельцев объектов после произошедших на аналогичных эксплуатируемых ими объектах авариях (письмо Ростехнадзора от 20.07.2017 № 00-06-06/1808).

В связи с вышеизложенным руководителям территориальных управлений Ростехнадзора поручаю:

  • довести содержание настоящего письма до сведения работников, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий и реализацией полномочий Ростехнадзора в отношении объектов;
  • обеспечить использование работникам территориальных управлений Ростехнадзора вышеизложенной информации и сведений, содержащихся в письме Ростехнадзора от 02.02.2018 № 00-06-06/234, при проведения проверочных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих объекты, в том числе в ходе проверок, инициируемых в соответствии с письмом Ростехнадзора от 20.07.2017 № 00-06-06/1808 после аварий на объектах, а также в ходе реализации полномочий Ростехнадзора, установленных Правилами;
  • в срок до 14.02.2019 представить в Ростехнадзор на электронную почту {v.nikiforov@gosnadzor.ru} информацию о мерах, принятых во исполнение поручений, изложенных в настоящем письме.

А.В. Трембицкий


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий