При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

29.07.2016 редакция от 18.09.2017

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования

Н.А. ФИРСОВ

Фирсов Н.А., старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В последнее время в России участились случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате взрывов внутридомового газового оборудования и выхода из строя лифтов. По указанным причинам Генеральной прокуратурой Российской Федерации данному вопросу уделяется особое внимание.


Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования. Только в 2015 году в результате взрывов газа в многоквартирных домах в различных регионах страны погибли 20 человек, пострадали 50. Зачастую в результате указанных происшествий разрушаются несущие конструкции домов, что приводит их в негодность для проживания большого количества граждан и влечет дополнительные расходы региональных и местных бюджетов на ликвидацию последствий аварий.

Проведенный анализ состояния законности показал, что управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК зачастую игнорировались требования Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее - Правила N 410).

Вопреки требованиям п. 6 Правил N 410 управляющими организациями и товариществами собственников жилья должные меры по организации технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования не принимались, договоры на проведение данных работ со специализированными организациями не заключались.

Так, по причине отсутствия договоров на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования со специализированными организациями не осуществлялось такое обслуживание внутридомового газового оборудования в 51 доме в г. Назрани. Подобные факты выявлены прокурорами республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Алтайского, Красноярского краев, Белгородской, Брянской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Смоленской областей и других регионов.

В связи с бездействием управляющих компаний и ТСЖ внутридомовое газовое оборудование, отработавшее нормативные сроки эксплуатации, не диагностировалось, что противоречило п. 8 Правил N 410. Подобные нарушения выявлены в республиках Башкортостан, Хакасия, Брянской, Иркутской областях и других субъектах Российской Федерации.

В ряде регионов имеющиеся договоры на техническое обслуживание газового оборудования исполнялись ненадлежащим образом. Например, прокурором Целинного района Республики Калмыкия установлено, что газоснабжающей организацией техническое обслуживание свыше 60% от числа абонентов, заключивших договоры, не проведено. Прокурорами г. Балаково, Энгельса, Саратовского, Калининского, Советского районов Саратовской области выявлено, что договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования не соответствовали требованиям Правил N 410 либо не исполнялись.

Отрицательное влияние на ситуацию оказывало ненадлежащее исполнение своих полномочий органами, осуществляющими региональный жилищный контроль. Зачастую региональными жилищными инспекциями проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования не планировались и не проводились.

Так, органами прокуратуры Смоленской области выявлены многочисленные факты незаключения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории области, договоров на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования со специализированными организациями. Однако Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" необходимых мер не принималось, соответствующие проверки не проводились.

В нарушение требований законодательства должностными лицами региональных жилищных инспекций не всегда принимался весь комплекс мер по устранению выявленных нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, не соблюдались сроки и порядок проведения мероприятий по контролю, ненадлежащим образом оформлялись их результаты.


Как свидетельствует практика прокурорского надзора, зачастую допускались грубые нарушения требований законодательства при эксплуатации лифтов, необходимые меры по обеспечению безопасного их использования не принимались. Износ лифтового оборудования во многих регионах страны составляет свыше 50%, а в ряде случаев достигает 100%. Подобное состояние вещей зачастую приводит к трагическим последствиям. Так, в результате обрыва троса лифта в одном из домов по улице Островитянова в г. Москве 19 декабря 2015 г. погиб грудной ребенок. В Московской области, г. Санкт-Петербурге неисправности лифтового оборудования также являлись причиной гибели людей.

Во многих регионах прокурорами вскрыты грубые нарушения требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 (далее - Технический регламент).

В нарушение п. 3.4 ст. 4 Технического регламента допускалось использование лифтов по истечении назначенного срока службы, при этом оценка соответствия с целью определения возможности и условий продления срока их использования не проводилась.

Так, прокурором Василеостровского района г. Санкт-Петербурга установлено, что одна из управляющих компаний эксплуатировала 67 лифтов, отработавших назначенный срок службы, без оценки их соответствия требованиям безопасности.

Проведенные прокурорами Республики Коми, Кемеровской, Свердловской областей проверки показали, что зачастую вопреки требованиям п. 3.3 ст. 4, п. 4 ст. 6 Технического регламента проведение ежегодного технического освидетельствования лифтов аккредитованной организацией не проводилось либо проводилось несвоевременно.

Случаи непроведения оценки соответствия лифтов, отработавших нормативный срок службы, использования лифтов при наличии заключений о необходимости их вывода из эксплуатации, непроведения ежегодного освидетельствования послужили основаниями для принятия мер реагирования прокурорами республик Бурятия, Дагестан, Марий Эл, Приморского, Хабаровского краев, Брянской, Воронежской, Иркутской, Московской, Омской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Челябинской областей.

В нарушение требований п. 3.2 ст. 4 Технического регламента управляющими организациями не обеспечивалось выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом.

При проверке жилищно-строительного кооператива в г. Саратове установлено, что замена тягового каната лифта проводилась физическим лицом, не имеющим какой-либо квалификации в данной сфере.

В Вологодской области договоры по техническому обслуживанию и ремонту лифтов специализированными организациями исполнялись ненадлежащим образом. При этом контроль за качеством данных услуг управляющими организациями не осуществлялся.

В подавляющем большинстве регионов лифты эксплуатировались с неисправностями, создающими угрозу для жизни и здоровья жильцов многоквартирных домов, что противоречило требованиям ст. 4 Технического регламента.

Прокурорами республик Башкортостан, Марий Эл, Брянской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Новосибирской, Челябинской областей и других регионов с участием специалистов выявлены факты обрывов прядей тягового каната лифтов, заклинивание дверей лифтов, неисправности механизма открытия (закрытия) дверей кабины лифта, износа ремней приводов дверей, отсутствие устройств, контролирующих перегрузку кабин лифтов, износа редуктора лебедки и другие технические неисправности.

В нарушение подп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" управляющими компаниями и ТСЖ в республиках Адыгея, Саха (Якутия), Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Брянской, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Курской, Свердловской, Челябинской областях и иных регионов обязанность по страхованию гражданской ответственности не исполнялась.

Данным нарушениям законодательства способствовала ненадлежащая реализация контрольно-надзорных полномочий территориальными подразделениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Служба).

Несмотря на массовый характер нарушений в области обеспечения безопасности лифтового оборудования зачастую территориальными органами Службы проверки в данной сфере не планировались и не проводились.

Так, в Приволжском федеральном округе Волжско-Окским, Западно-Уральским, Приволжским и Средне-Поволжским управлениями Ростехнадзора проверками охвачено только 8% от общего числа лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Вопреки требованиям » ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ должностными лицами Ростехнадзора не всегда принимались меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности, что также послужило основанием для вмешательства прокуроров.

Так, в Сибирском управлении Службы сложилась порочная практика завершения проверок, по итогам которых выявлены нарушения, без выдачи предписаний. Должностными лицами Волжского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора по итогам проверки общества с ограниченной ответственностью, которым в 6 многоквартирных домах эксплуатировались 22 отработавших назначенный срок службы лифта без проведения оценки соответствия, предписание также не выдавалось.

Территориальными подразделениями Службы вопреки требованиям п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ контроль за устранением нарушений осуществляется ненадлежащим образом. Должностными лицами Сибирского управления Ростехнадзора без контроля оставлено устранение почти 500 ранее выявленных нарушений. Казанским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора из 235 предписаний об устранении нарушений в сфере эксплуатации лифтового оборудования с выездом проверено в трех местах, по остальным имеются только отчеты о выполнении предписаний без подтверждающих документов.

В целях устранения нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования прокурорами повсеместно приняты исчерпывающие меры реагирования, их устранение находится на контроле прокуратур субъектов Российской Федерации, работа на данном направлении продолжается.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий