?

Экспертиза промышленной безопасности (ТУ, ЗС, проектов), обоснование безопасности, декларации в Костроме и Костромской области

03.12.2013 редакция от 02.03.2015

К вопросу повышения энергоэффективности в России

Медведев поручил правительству проработать вопросы повышения энергоэффективности в России

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений правительству по итогам заседания президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Оно прошло 22 ноября и было посвящено вопросу энергосбережения и энергоэффективности.

В частности, как сообщается на официальном сайте правительства, руководителю Минэкономразвития поручено внести до 13 мая будущего года изменения в нормативные акты, регулирующие вопросы госзакупок, предусматривающие ограничение закупок энергетически неэффективных технологий, объектов и товаров.

Минэкономразвития, Минэнерго и ФСТ России должны до 4 апреля следующего года представить предложения по установлению критериев и целевых индикаторов энергоэффективности в процессе тарифного регулирования субъектов естественных монополий.

Для ускорения снижения энергоемкости валового внутреннего продукта до 2020 года Минэкономразвития и Минэнерго обязаны разработать изменения, предусматривающие дополнение действующих и разрабатываемых госпрограмм по основным энергоемким отраслям индикаторами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Срок исполнения ограничен 9 апреля 2014 года.

До 12 марта следующего года в кабинете министров ожидают предложений от Минэнерго, Минэкономразвития и Минпромторга по совершенствованию нормативных правовых актов в части применения механизмов, стимулирующих использование энергоэффективных технологий, объектов и материалов. В том числе, в кабмине ждут предложений по формированию системы отраслевых и межотраслевых справочников наилучших доступных технологий.

До 8 апреля 2014 года Минэкономразвития, Минфину и Минэнерго совместно с Аналитическим центром при правительстве, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и общероссийскими объединениями предпринимателей предписано разработать и внести план мероприятий по совершенствованию госрегулирования в области оказания энергосервисных услуг.

Одновременно Минфин, Минэкономразвития и Минэнерго подготовят ведомственный акт, предусматривающий определение порядка планирования и учета расходов на оплату достигнутой экономии по заключенным бюджетными и автономными учреждениями энергосервисных договоров. Срок исполнения установлен до 9 апреля следующего года.

До 4 марта 2014 года в кабмине ждут от Минэнерго предложений по системной поддержке инновационных пилотных проектов в электроэнергетике, включая отмену штрафных санкций для реализуемых энергетическими компаниями пилотных инновационных проектов.

До этого же срока должны быть внесены изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию госпрограмм субъектов РФ в области энергосбережения, обеспечивающие софинансирование конкретных проектов с учетом максимально возможного объема привлечения внебюджетного финансирования.

Помимо этого, Медведев поручил Минэкономразвития и Минобрнауки подготовить предложения по совершенствованию методических рекомендаций по разработке программ инновационного развития компаниями с госучастием, включая установление дополнительных критериев эффективности их реализации, отражающих долю инвесткомпаний в разработку российских технологий и количество внедренных отечественных технологий.

До 3 июня 2014 года Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой и Минэнерго должны внести в кабмин предложения "по установлению и регулярному обновлению /ужесточению/ требований к основным применяемым в отраслях экономики РФ технологиям и объектам, обеспечивающим постепенное ограничение использования энергетически неэффективных технологий, объектов и товаров с последующим запретом их использования".

До 1 июня следующего года в правительстве ждут от Минэкономразвития и Минэнерго законопроект о внесении изменений в закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", "предусматривающий корректировку и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы до 2020 года с учетом их фактического потенциала энергосбережения, а также введение требований по предоставлению организациями деклараций об объеме совокупных затрат потребления энергетических ресурсов вместо проведения обязательного энергетического аудита".

Помимо этого Медведев распорядился внести в кабинет министров до 2 апреля 2014 года проекты отраслевых "дорожных карт" по поэтапному внедрению до 2018 года в основных энергоемких отраслях экономики инновационных технологий и современных материалов. Поручение адресовано Минэнерго, Минпромторгу, Минстрою, Минтрансу, Минсельхозу и Минэкономразвития.

До 5 июня будущего года в Ростехнадзор должны быть представлены предложения по гармонизации российских требований по обеспечению промышленной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с соответствующими нормативными правовыми актами ОЭСР и Европейского союза. Это поручение направлено на расширение использования инновационных экономически эффективных энергосберегающих технологий. При этом Ростехнадзору предстоит проанализировать материалы и представить в правительство соответствующие предложения по совершенствованию нормативных правовых актов.

Одновременно да 5 июня 2014 года в кабинете министров ожидают предложений от Минэкономразвития по совершенствованию программ энергосбережения и повышения энергоэффективности наиболее крупных потребителей ресурсов из числа компаний с госучастием.

Источник: /ИТАР-ТАСС/

Государство не контролирует, как исполняются мероприятия по энергосбережению и это – большая проблема


Пока в 261-ФЗ «Об энергосбережении…» продолжают готовить поправки, в НОЭ констатируют – контроля качества энергопаспортов нет. О том, к чему это приводит, а также об изменениях, которые нужно внести в систему энергетических обследований, СРОпорталу рассказал руководитель Аппарата Национального объединения СРО в области энергетического обследования Леонид Питерский.

СРОпортал: Леонид Юрьевич, весной этого года на IIIсъезде Национального объединения СРО в области энергетического обследования (НОЭ) была поставлена задача расширения Объединения, увеличения количества его членов и, по возможности, бюджета. Удается ли воплотить в жизнь намеченные планы?

Леонид Питерский: К сожалению, не все планы пока удается воплотить в жизнь. Мы не совсем довольны темпами роста Объединения. После III Съезда к нам вступили еще 3 саморегулируемые организации. В результате, членами НОЭ сейчас являются 45 СРО. При этом всего в России насчитывается 156 партнерств энергоаудиторов, имеющих статус саморегулируемой организации, и только 98 СРО, в том числе и члены НОЭ, ведут полноценную работу. Возникает вопрос, почему не все СРО считают нужным для себя войти Национальное объединение энергоаудиторов? Причин для этого несколько, но главной я считаю, что у их членов нет уверенности в дальнейшем развитии данного вида деятельности.

СРОпортал: В чем причина такого положения дел?

Леонид Питерский: В основном работы нет из-за демпинга со стороны недобросовестных энергоаудиторов, которых сейчас появилось очень много. На собраниях своих СРО они не принимают решения о вступлении в НОЭ, ведь у нас приняты единые стандарты энергетических обследований, мы работаем по методике, не подгоняем цифры, а предоставляем достоверные сведения, как и предусмотрено 261-ФЗ «Об энергосбережении…».

Конкурировать с недобросовестными энергоаудиторами очень тяжело. Но здесь причина, наверное, не только в поведении таких компаний, но и в заказчике. Ведь заказчиком у нас являются, в основном, бюджетные организации: школы, поликлиники, детские сады. Конечно, государство вкладывает достаточно большие деньги в образование ответственных за энергосбережение работников заказчика. Но поймите правильно, в школах и больницах за это ответственны завхозы, имеющие, дай бог, техническое образование и в вопросах энергосбережения разбирающиеся очень слабо. Поэтому нужно менять сам подход со стороны заказчика. Сейчас бюджетные организации и те, кто попадает под действие 261-ФЗ, обязаны проводить мероприятия по повышению энергоэффективности, но при этом государство не контролирует, как эти мероприятия выполняются. Это пока что самая главная проблема в области энергетических обследований. Когда ситуация изменится, мы получим больше стабильно работающих энергоаудиторов, которые будут стремиться конкурировать не за счет цены, а за счет качества проводимых работ.

СРОпортал: Многие эксперты констатируют, что ФЗ-261 фактически не работает. Это так?

Леонид Питерский: Заложенные в законе механизмы не работают, потому что никто не следит за их исполнением. На сегодняшний день ответственными за 261-ФЗ являются множество ведомств. Это и Ростехнадзор, и Министерство энергетики, и Роспотребнадзор, и Министерство экономики. Как всегда, у семи нянек – дитя без глазу. Даже Ростехнадзор, к полномочиям которого относится наложение штрафов за неисполнение требований 261-ФЗ, подходит к этому достаточно формально. Есть энергопаспорт — хорошо, нет паспорта – налагается штраф. А содержание самого паспорта Ростехнадзор не изучает, к сожалению. Хотя проверки Федеральной службы достаточно масштабны. В этом году только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в плане ведомства стояло 2,5 тысячи организаций.

СРОпортал: Каковы размеры налагаемых штрафов?

Леонид Питерский: Штрафы за отсутствие энергопаспорта составляют до 250 тысяч рублей на организацию и до 50 тысяч рублей – на руководителя. Это достаточно весомые суммы. Поэтому очень многие бюджетные учреждения пользуются нормой пока еще действующего 94-ФЗ, который позволяет заказы до 100 тыс. рублей проводить без конкурса. Заказчики поступают так: обращаются к энергоаудиторам и говорят: «Вот вам, ребята, 25 тыс. рублей, мне к утру нужен паспорт». Естественно, качественный энергопаспорт за такой срок сделать невозможно. Благодаря такой практике львиная доля заказов уходит в недобросовестные СРО.

СРОпортал: Какие меры можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Леонид Питерский: В первую очередь, нужно развивать механизмы ответственности заказчика. Кода он подписывает акт, он должен понимать, какую работу он принимает. Однако параллельно с этим надо развивать также механизмы ответственности энергоаудитора и СРО. Сейчас закон написан так, что саморегулируемая организация просто берет у заказчика паспорт, регистрирует его и в установленном порядке передает в Министерство энергетики. Вопроса о качестве энергопаспорта не стоит, никто не несет за это ответственности. Я понимаю, что СРО не может проверить достоверность тех данных, которые ему предоставила организация-заказчик, как не может и проверить, какие замеры проводил энергоаудитор. Однако СРО может и должна проверить энергопаспорт хотя бы на соответствие приказу Минэнерго №182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту…».

В 261-ФЗ должно быть сказано, что главным является не наличие энергопаспорта, а отчет о проведенных энергетических обследованиях. При этом в законе должны быть четко сформулированы требования к содержанию и оформлению данного документа.

И, конечно, большое количество недобросовестных энергоаудиторов отсеется, если помимо отчета будет введено требование обязательной регистрации энергопаспорта в государственной геоинформационной системе (ГИС). Сегодня закон этого не предусматривает. СРО просто сдают паспорт, и им совершенно неважно, качественный он или нет. А энергопаспорт должен проверяться хотя бы как баланс в налоговой – на сопоставимость цифр. Сейчас такая система разработана в Минэнерго, при желании им будет достаточно просто контролировать паспорта. Если требование о регистрации энергопаспортов в ГИСе будет закреплено еще и законодательно, это заставит уйти с рынка многие недобросовестные СРО.

СРОпортал: Давайте поговорим о НОЭ. У строительных национальных объединений СРО – НОСТРОЯ, НОПа и НОИЗа — членство обязательное, у вас добровольное. Но проблема «коммерческих» СРО существует и у них, и у вас. Как же с ними бороться?

Леонид Питерский: Сначала нужно определиться, что подразумевать под «коммерческими» СРО? Если мы говорим о нарушение законодательства, то в этом случае механизмы борьбы с ними есть. А если СРО соблюдает все требования законодательства, но не отвечают за качество, то здесь очень трудно доказать, что они не должны работать на рынке. Сегодня принятие стандартов и правил саморегулируемых организаций в основной массе осуществляется на добровольных началах. Никто не может заставить СРО принять стандарт или положение о качестве их работы, а также заставить СРО контролировать входящие в них компании.

Ни для кого не секрет, что в «коммерческие» СРО вступают, как правило, такие же недобросовестные компании, которым нужно просто свидетельство о членстве в СРО для участия в конкурсах. Для борьбы с таким поведением есть достаточно простой механизм, он уже утвержден и согласован в Минюсте, есть и приказ Ростехнадзора о форме выписки из реестра. Но почему-то у нас практически ни один заказчик при проведении торгов не просит выписку из реестра СРО. Хотя там отражается все: нарушения, допущенные компанией за время ее существования, какие виды допусков она имеет и проч. Если бы заказчик требовал к любой конкурсной документации выписку из реестра, большое количество компаний-«пустышек» просто ушло бы с рынка. После этого и у «коммерческих» СРО не было бы такой благодатной почвы для работы.

СРОпортал: Руководитель Аппарата НОП Антон Мороз недавно отметил, что в «коммерческие» СРО стали вступать и добросовестные компании, переживающие тяжелые времена и желающие сэкономить. А как ситуация обстоит у энергоаудиторов?

Леонид Питерский: Я могу сказать, что у нас также были случаи, когда очень крупные и добросовестные компании уходили в «коммерческие» СРО, говоря: «Мы не можем выполнить требования закона по квалификационному составу, чтобы получить у вас допуск». Мы разводили руками и отпускали их. Что мы можем сделать? Вот здесь «коммерческие» СРО нарушают законодательство: они не в полной мере выполняют требования закона. Здесь можно говорить, прежде всего, об их недобросовестности.

СРОпортал: Давайте поговорим о планах НОЭ на текущий и будущий год. Объединение активно развивает международное сотрудничество. Что дальше?

Леонид Питерский: Если говорить о сделанном, то на сегодняшний день мы утвердили семь стандартов профессиональной деятельности энергоаудиторов. Это была большая и сложная работа, так как штат у саморегулируемых организаций энергоаудиторов достаточно маленький. Кроме того, НОЭ выпускает очень много методических пособий. Например, подготовлено пособие по заполнению энергетического паспорта, пособие по составлению отчета о проведенных энергетических обследованиях и т.д. Сейчас мы в полном соответствии с законодательством подготовили положение об информационной открытости. Все СРО, входящие в НОЭ, обязались это положение принять и выполнять.

Теперь что касается международного сотрудничества. Хотя энергоаудит существовал еще в советские времена, массовый характер эта деятельность приняла лишь после вступления в силу 261-ФЗ, то есть, пять лет назад. Поэтому нам не хватает опыта работы в этой области и квалифицированных специалистов. Часть устаревших методик надо разрабатывать заново. В данном случае большую помощь нам оказали и продолжают оказывать наши партнеры. Так недавно мы подписали соглашение с ESTA — Ассоциацией энергосервиса и технологий Великобритании, одной из крупнейших в Европе, куда входят мощнейшие энергетические компании, такие как АBB, ведущие энергоаудиторы, разработчики международных стандартов. Они готовы делиться с нами опытом, присылать своих преподавателей.

Большая работа у нас ведется в рамках энергодиалога Россия – Евросоюз. Надо также отдать должное Министерству энергетики, которое постоянно включает нас во все официальные делегации по теме энергоэффективности. Благодаря этому, например, мы развиваем сотрудничество с Японией. Здесь уже есть достаточно хорошие результаты. Японцы предоставили нам многие свои разработки, которые мы смогли включить в Каталог энергоэффективных решений и технологий 2014 года.

Кстати, сейчас в НОЭ сложилась достаточно интересная ситуация: многие СРО, которые не являются нашими членами, часто обращаются к нам за помощью, за разъяснениями, консультациями. Мы всегда оказываем им необходимую помощь, так как прекрасно понимаем, что людям тяжело платить членские взносы. В НОЭ основная масса людей также работает без зарплаты, на добровольных началах. Пока нам этого хватает, но как долго мы сможем так работать — неясно.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Другие новости в группе "СРО"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий